Популярная электронная музыка / Мартин Ландерс |
Написал Eldreamer | |
06.08.2006 г. | |
"Reality is merely an illusion, albeit a very persistent one." Речь пойдет именно о той музыке, которая до недавних пор только и называлась электронной психоделической музыкой. В последнее время, кстати, в электронной жизни планеты появилась определенная путаница в отношении термина "электронный". И в зарубежной печати, в частности в специализированных Электрических журналах, к понятию Электронная Музыка стали причислять и многих артистов рэйв-культуры, и музыкантов ELECTRONIC BODY MUSIC, и, как однажды мне удалось увидеть, даже Earache. Безусловно, все эти ярлыки достаточно условны, но, тем не менее, например, впервые общаясь с каким-нибудь зарубежным представителем компании грамзаписи непременно возникает вопрос: а какой именно электронной музыкой вы занимаетесь? И заметьте, ответ тоже не может быть достаточно ясным. И чтобы как-то более менее точно понять о какой электронике идет речь обычно приводят сравнения: наши музыканты работают в традициях того-то или того-то. Вот такие происходят невеселые вещи в современной электронике. Возможно для любителей современного трип-хопа или приверженцев наэлектролизованных конструкций а-ля ДЭПЕШ МОД другой электроники и не существует вовсе, но поверьте мне, это далеко не так. И дело вовсе не только в использовании синтезаторов и компьютерно-клавишной техники. Потому что какая-нибудь Глаша Булкина выхаживает по сцене под музыку, которая была сделана исключительно на компьютере. И с другой стороны, если вы купили крутой компьютер и все необходимые аксессуары, позволяющие создавать довольно качественные звуки, и при этом вы когда закончили музыкальную школу по классу фортепиано, это совсем не значит что завтра или через месяц вы станете вторым Клаусом Шульце. Увы, дорогие мои, все это далеко не просто. Вспомните далекие 70-е - золотую эру электронной психоделии. Возможно для кого-то это покажется старомодным и не интересным, но именно тогда и зародилась та ветвь музыкальной культуры которая живет и здравствует поныне, которая полноправно называется Электронной Музыкой, а всем другим формам , ответвлениям и трансформированным производным мне кажется нужно было придумать иные названия. В настоящем, да и в прошлом, и поклонники, и профессионалы в отношении Электронной Музыки использовали и продолжают использовать еще один расхожий термин - Космическая Музыка. История современной космической музыки берет свое начало в конце 60-ых. Нет каких-то четких определений и конкретных признаков, которые позволяли бы четко определить это музыкальное направление и, впрочем, как и многое в электронике, все достаточно условно. Так что если бы, например, эту музыку более распространенно называли, например, подводной, то, очевидно, ее бы таким термином и называли впредь. Но Космос представляется более загадочной, фантастичной и неизведанной областью для человечества, чем тот же подводный мир. Плюс ко всему сама идейная направленность электронного начала была непосредственно связана с космическими понятиями. Вспомните тот же TD или KS, которые выступали в роли космических посланцев, которые несли некое послание всему человечеству. К сожалению, в настоящее время эти идеи менее проповедуются электронными музыкантами и чаще произведения, которые попадают в эту категорию, уже лишены той шероховатой аморфной первозданности и привуалируют более прилизанные слащавые формы, которые с таким же успехом смело можно было бы отнести, скажем, к музыке NEW AGE. Таким образом, довольно часто приходится встречать абсолютно " сладкую" и не интересную музыку, и в то же время, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сильные серьезные вещи, которые относятся к одному и тому же направлению современной электроники, к разделу космической музыки. И как-то так уж повелось, что более сильными и интересными считаются таинственные минорные мрачноватые произведения, которые далеки от жизнерадостных веселых настроений. Также еще одна немаловажная деталь, которая имеет место быть: если, например слащавые мелодии NEW AGE или NEW INSTRUMENTAL MUSIC, понятны и доступны почти любому человеку, то для неподготовленного слушателя зачастую серьезная космическая музыка, как впрочем, и большая часть электронной музыки в целом, может восприниматься как набор бессвязных звуков, шумов музыкальных фраз и движений. А секрет очень прост, это или ваше, или нет. То есть эта дверь для вас открывается, либо она остается закрытой для вас навсегда. Но берегитесь, если вы попадаете в этот ирреальный мир призрачных видений и миражей, то вы попадаете в него навсегда. Это подобно болезни или наркотику. С той лишь разницей, что вас не ожидает летальный исход. Правда примите к сведению, что этот призрачный мир влияет непосредственно на наш реальный мир, на вашу жизнь, взгляды, суждения и образ жизни. Не могу сказать: хорошо это или плохо, просто это действительно имеет место быть. Теперь немного фактов из истории становления Электронной (и, отчасти, Космической) музыки, той электроники, которая с конца 60-х громко заявила о себе миру. Мечты о снах и фруктах"Многие люди думают, что мы - техники и любим технологию. Мы не техники. Мы опираемся на то, что имеем, а это - классическая музыка и развивающаяся технология. Мы ничего не сделали, кроме соединения новой технологии с корнями классической музыки". Динозавры немецкой электроники, TANGERINE DREAM. Основатель группы EDGAR FROESE. Родился в Восточной Пруссии в 44 году. Учился в Берлинской Академии живописи и скульптуры и свою первую группу THE ONES создал еще в 1965-м. Творчество этого коллектива никакого отношения к электронике не имело, они играли традиционный рок энд ролл с элементами музыки соул. "Помимо экспериментов, в те далекие времена, - вспоминает Фрезе, - у меня было желание раскрыть мир и самого человека совершенно с новой стороны, мне хотелось раскрыть безбрежный океан чувств и фантазий личности, которые не в состоянии выразить никакой рок, джаз, блюз." В конце 60-ых на мировую сцену взошла Ее Величество "ПСИХОДЕЛИЯ" и музыкальные образы Фрезе проросли на тех благодатных полях фантастических феерий мысли и звука. Эксперименты Карлхайнца Штокхаузэна, Терри Риллей и Стива Райка а также ирреальные миры Сюрреалиста Сальвадора Дали были отправной точкой в поисках новых музыкальных форм и самовыражения. Tangerine Dream принадлежат к послевоенному поколению, которое в какой-то степени противостояло засилию американской психоделии, обширно распространившейся в Европе. Новаторские изыскания некоторых европейских проектов того времени золотыми буквами вписаны в историю развития современной музыкальной сцены. "Во всей Германии у нас не было истинных корней рок-н-ролла, - говорил в 1986 году Фрезе в интервью журналу Down Beat. - Здесь (в США) у вас был чистый рок-н-ролл и ансамбли, которые знали, как его исполнять. Как рок-ансамбль, мы не могли сравнивать свои таланты с американскими музыкантами.Поэтому то, что мы должны были сделать - это отойти и проникнуть через черный ход в другие способы самого музыкального выражения". Таким образом, в 67 году появился на свет новый проект Эдгара Фрезе, который положил начало совершенно новой концепции и отношению к электронной музыке. Этот проект получил название, заимствованное из альбома СЕРЖАНТ ПЭППЭР группы BEATLES - TANGERINE DREAM, что можно перевести как МАНДАРИНОВАЯ МЕЧТА или МАНДАРИНОВЫЙ СОН, как вам больше нравится. В своем манифесте Tangerine Dream объявили, что группа "собирается творить сильную музыку, которая освобождала бы людей от ужаса, насилия и отчаяния и несла бы им радость и надежду; музыку, которая возвращала бы слушателям состояние чистоты, невинности и созвучия с космическими гармониями". Первоначальный состав группы: FROESE, KLAUS SCHULZE, KONRAD SCHNITZLER. В 69-ом выходит первая пластинка группы ELECTRONIC MEDITATION. Электронные движения импровизаций должны были "акустически заполнить то, что находится между рождением и смертью". Это была музыка постапокалипсиса. Гитара Фрезе выдавала ураганы и смерчи искаженных ревов и похрипываний. Шульце пробивал в своих барабанах дыры. Воющие пилы-скрипки и виолончели Шнитцлера добавляли то, что было свойственно для современной кельнской школы классической музыки. Вспоминая об этой работе гораздо позже Клаус Шульце охарактеризовал этот альбом как электронный панк. Но кстати, оригинальная виниловая версия ELECTRONIC MEDITATION сегодня стоит несколько сот фунтов стерлингов и является гордостью коллекционеров. "Мы хотим сделать слышимым движение, уйти на самый край человеческого воображения". Edgar Froese C приходом Franke и Baumann, музыка группы стала более агрессивной и экспериментальной, в ней были легко заметны влияния электроакустических разработок Штокхаузена и других представителей серьезной академической электроники. Названия альбомов и композиций вызывали воспоминания о научной фантастике и космосе. Их музыка стала почти клаустрофобичной, с замкнутой на себя неемкой структурой и магнитофонным эхо, выбивающим из привычной колеи, усиливающим жуткий, экзотический звук. В ней чувствовалась почти физически осязаемая оторванность от всего, что происходило вокруг и называлось МУЗЫКОЙ. В 71 году выходит двойной альбом ZEIT, в котором электроника соединилась со струнным квартетом. это было новое движение ТД, новая проба, новый эксперимент. Но при всех достоинствах этой работы еще не до конца сформировалось собственное творческое лицо коллектива и многие это заметили. "На альбоме представлен отличный симбиоз выразительных гармоний и электронных вариаций скатывается в чересчур продолжительные тональные мутации, препарирования звука и эффекты тишины, давая результатом бессодержательную космическую безграничность".-Die Welt Ни для кого не было тайной, что самовыражения берлинского проекта главным образом были направленной ответной реакцией на популярные психоделические настроения Америки и Великобритании. Многочисленные критики сравнивали их с PINK FLOYD и единогласно называли эту работу неудачной и скучной. "В контрасте с произведениями творцов этого жанра - Кэйла, Штокхаузена, Фелдмана - их акустический ЛСД был стерильно упакован и являлся ребусом, поддающимся для разгадки лишь избранной аудитории" (Rocklexikon). Несмотря на такую реакцию, проект продолжает свое существование и их новая работа альбом PHAEDRA попадает в первую десятку британских списков популярности. В рецензии на альбом издание Rolling Stone отмечало "эффектное сочетание меллотрона и синтезатора" и "роскошное использование полнозвучных гармоний". Еще сильнее и полноценне почувствовали себя музыканты после знаменитого концерта в Реймском соборе, куда набилось шесть тысяч слушателей вместо возможных двух. В 76-ом TANGERINE DREAM работают над музыкой к фильму Уильяма Фридкина "Колдун". Оставшись верной европейскому авангардному искусству, группа исполнила музыку, сложенную из отдельных звуковых мотивов, часто не связанных между собой и резко обрывающихся. Со временем, работа в кино стала неотъемлемой частью жизни проекта и в сумме количество soundtracks перевалило за 300. В 1977 году ансамбль гастролировал по Европе и Америке со своим лазерным светошоу. Фантастическое представление, которое происходило на американском континенте, было опубликовано на альбоме ENCORE. Экзотические звуковые краски, завораживающие ритмы и общая обвалакиваемая текучесть музыки завораживала слушателей. Но и здесь критики нашли в чем обвинить мандариновых мечтателей - появление в музыке ТД запоминающихся мелодий было истолковано, как откровенно комерческое смещение в творчестве и предательство святых устоев авангарда. После ухода PETER BAUMANN, в составе появилось новое действующее лицо - барабанщик KLAUS KREGER. То ли появление нового мыслящего индивидуума, то ли уход Бауманна, не понятно что именно, но что-то явным образом повлияло на характер далнейшей творческой стези оставшихся музыкантов. ТД обретает новое лицо, на котором остались свободно плавающие в пространстве иллюзорные образы и грезы, но уже были "одеты" в четкие мелодические линии многомерной и динамичной атмосферы. Tangerine Dream назвали свою музыку "универсальным языком". Они постоянно поддерживали антиракетные и антиядерные компании. Играли на знаменитом бесплатном концерте в ФРГ в 1983 году. В январе 1980 года стали первым западногерманским ансамблем, выступившим в ГДР. За многолетнее существование коллектива, в составе группы в различное время были многие известные сегодня электронщики, в частности STEVE SCHROYDER, STEVE JOLLIFFE, PETER BAUMANN, JOHANNES SCHMOELLING, CHRISTOPHER FRANKE, PAUL HASLINGER, а в сумме за всю историю группы "Танжериновую" школу прошли 35 музыкантов! ТД создали свой имидж, свой собственный музыкальный стиль и вместе с легендарным Клаусом Шульце положили начало целому музыкальному направлению, которое в дальнейшем получило название Берлинская Электронная Школа. Концертные выступления этого коллектива представляли собой фантастическое сплетение невероятных музыкальных образов и использование всех доступных средств световой, лазерной и пиротехники. Эти концерты воспринимались как 8-ое чудо света и при помощи довольно скудных по сегодняшним меркам возможностям сценической техники, группа создавала свой специфический мир иллюзий мандариновых грез, который не менее поражал воображение, чем последние супер шоу Жан Мишель Жарра или Пинк Флойд. Отрывок воспоминаний об одном из таких выступлений: "Зелено-голубое небо как то незаметно стало бирюзовым и башни средневекового замка медленно в нем растворились. Зазвучали неземные фантастические звуки. Это была завораживающая музыка, усеянная десятками разноцветных лазерных пунктиров, ясными тонкими сверкающими линиями, постоянно создающими немыслимые узоры в пространстве. Яркие вспышки осветили небо. Мы увидели прямо перед собой летящую чайку, скачущую лошадь и разноцветное сплетение лазерной паутины над нашими головами... Мы слышали ревущее море, кричащие звезды, осенние хмурые дожди, монотонный пульс Вселенной......" Люди, которым чужда синтетическая культура в целом, относяться к ТД (как впрочем и клюбому другому синтетическому проекту) как к "нажимателям кнопок", при помощи которых умные машины создают музыку....музыку, которая в свою очередь тоже может рассматриваться только как фон, создающий некие настроения. Иначе говоря, сложные электронно-гитарные работы проекта для кого-то являются анафемой, для тех, кто привык слушать нормальную поп и рок музыку без лишних надстроек и заумностей. История творчества этого многогранного коллектива не закончилась и сегодня, но для большинства поклонников громкое имя TANGERINE DREAM закончилось в 1988 году. Последний альбом "настоящего ДРИМА" LIVEMILES был записан в следующем составе: Edgar Froese, Christopher Franke, Paul Haslinger. Потом Мистер Секвенсор (CHRISTOPHER FRANKE) отправился в творческий отпуск... бессрочный отпуск... Эдгар Фрезе, оставшись в творческом одиночестве, воссоздал новый ДРИМ со своим сыном Джеромом. Сегодня коллектив, полу семейный коллектив, который поселился в Соединенных Штатах и сохраняет за собой громкое имя ТД, не имеет практически ничего общего со своим легендарным прошлым ни в идейном, ни в музыкальном плане; это высококачественная инструментальная музыка, созданная на 90 процентов при помощи электронно-компьютерно-клавишного оборудования. Для миллионов поклонников этих берлинских революционеров настоящий ДРИМ был и остается в недалеком прошлом, ДРИМ, который "умер" в 1988 году.... Дискография TANGERINE DREAM 1. Electronic Meditation (Ohr 1970) compilations: 1. Dream Decade (VRG 1981) OOO EDGAR FROESE solo: 1. Aqua (VRG 1974) PETER BAUMANN solo: 1. Romance '76 (VRG 1977)
|
|
Последнее обновление ( 06.08.2006 г. ) |