«Союз композиторов» в пятый раз проводит международный фестиваль джазовой музыки. Невероятный интерес, проявляемый московской публикой к этому событию, свидетельствует о важности и необходимости этого мероприятия. За год своего существования клуб «Союз композиторов» успел заслужить себе славу заведения, в котором часто проходят события, не характерные для клубного формата. Концерты Джошуа Редмана (Joshua Redman), Бастера Уильямса (Buster Williams), Эла Фостера (Al Foster), Скотта Хэмилтона (Scott Hamilton) и многих других позволили задать высокую планку качества
музыкальной джазовой жизни Москвы. Этим исполнителям рукоплещут миллионы, теперь и у московской аудитории появилась возможность приобщиться к мировому сообществу ценителей джаза.
И на этот раз, по традиции, гостям фестиваля представится счастливая возможность ознакомиться с самым разноплановым исполнением джаза и совершенно разным, но неизменно выдающимися музыкантами, каждый из которых внес свой неоценимый вклад в мир джазовой музыки.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
Band Burrage/ Ронни Баррадж (США)
13 – 14 марта
Ronnie Burrage (вокал, ударные)
Terry Tyler (бас)
Алексей Попов (саксофон)
Павел Чекмаковский (гитара)
Алексей Подымкин (фортепиано)
Сегодня Баррадж одинаково авторитетен во всех своих качествах – барабанщика, клавишника, вокалиста и преподавателя, хотя основным его инструментом являются всё же ударные. Его заслуженно называли одним из самых разноплановых барабанщиков мира – воспитанный на сильнейшей школе хард-бопа, Баррадж активно экспериментировал и с внедрением в свою технику элементов ритм-энд-блюза, фанка, танцевальной эстрадной музыки.
Российский проект «Band Burrage» - это прекрасно сыгранная пара Барраджа и его басиста Терри Тайлера, которую обрамляет трио блестящих российских инструменталистов – таких же авторитетов и универсалов, каков сам лидер. Петербургский саксофонист Алексей Попов и москвичи гитарист Павел Чекмаковский и пианист Алексей Подымкин – необычная, но внушающая полное доверие комбинация.
Diane Schuur Quartet / Квартет Дайаны Шуур (вокал, клавиши) (США)
21-22 марта
Diane Schuur - вокал, клавиши
Dan Balmer – гитара
Scott Steed - бас
Reggie Jackson – ударные
Белых вокалисток среди высшего джазового эшелона можно пересчитать по пальцам одной руки, и первое имя, которое приходит на ум – имя Дайана Шуур. В случае с Шуур джаз органичным и узнаваемым образом объединяется сразу с двумя популярными музыкальными направлениями, которые до неё никто не пытался соединить: классическим электрическим блюзом и хрестоматийной эстрадой «белого» толка. Молодую Дайану много критиковали за увлечение высокими нотами (а диапазон её уникального голоса это увлечение просто-таки провоцировал), она долго не могла найти свой собственный стиль и в первое время пела даже традиционную музыку кантри. Однако уже в 1982 году его концерт с её участием транслировался по телевидению из самого Белого Дома, после чего все вопросы были решены.
Сегодня Дайану Шур считают за честь видеть в числе своих гостей именитейшие джазовые, блюзовые и эстрадные фестивали мира. Она сумела не только взять от разных стилей музыки лучшее, она сама стала одной из лучших в каждом из этих стилей. Поэтому если вам говорят, что Дайана Шуур – это джазовая вокалистка – не верьте. Это просто Вокалистка – вокалистка с большой буквы, умеющая петь джаз.
Hendrik Meurkens Samba Jazz Quartet / Самба Джаз Квартет Хэндрика Меркинса (США) 25 - 26 марта
Hendrik Meurkens -губная гармоника, вибрафон
Misha Tsiganov - клавиши
Gustavo Amarante -бас
Adriano Santos –ударные
В творчестве Меркинса удивительным образом объединяется искушённость и изысканность человека, прекрасно знакомого с академической теорией музыки, и лёгкость и непринуждённость большого специалиста по джазу. Меркинс широко известен как гармошечник, вибрафонист и как исполнитель высококачественного мэйнстрима, и как адепт латино-джаза.
Samba Jazz Quartet - лишь один из проектов Меркинса, призванный максимально сблизить латиноамериканскую музыку и классический джаз. Он выступает здесь в первую очередь как исполнитель на гармонике, и именно звук этого инструмента делает звучание SJQ совершенно уникальным. Квартет исполняет практически все известные темы из «золотой книги стандартов» бразильского джаза, а в дополнение к ним - авторские мелодии самого Меркинса, которые характеризуются знаменитым журналом «Down Beat» как «крайне самобытные».
Typhanie Monique Quartet/ Квартет Тиффани Моник (вокал) (США)
28-30 марта
Typhanie Monique - вокал
Alexey Podiumkin - клавиши
Vladimir Koltsov - контрабас
Igor Ignatov - ударные
Oleg Kireyev - саксофон
Имя чикагской вокалистки Тифани Моник (Typhanie Monique) не так привычно-обыденно звучит в устах российского любителя джаза, как имя Дайаны Кролл или, скажем, Патрисии Барбер.
Мастерское владение скэтом (вокально-слоговая импровизация в джазе), петь бибоп могут далеко не все джазовые вокалисты из-за технических трудностей исполнения - этот стиль прежде всего инструментальный. Возможно, поэтому, когда Тифани поет головокружительные пассажи, она обычно синхронно играет пальцами по воздуху, как бы нажимая на воображаемые клапаны саксофона.
Пение Тифани Моник глубоко интимное, драматическое, изобилующее полутонами, полунамеками, в который раз доказывает, что немногословность и искренность бывают куда убедительней, чем показная виртуозность. Моник блестяще интерпретирует знакомые джазовые стандарты и дает новую жизнь инструментальным композициям, исполняя их в духе чикагской джазовой школы.
Ernie Watts Quartet/ Квартет Эрни Уотса (саксофон) (США)
8-9 апреля
Ernie Watts - саксофон
Rudi Engel-контрабас
Heinrich Koebberling - ударные
Christof Saenger - клавиши
Эрни Уоттсу удалось объединить воедино музыку гениального авангардиста Джона Колтрейна, творца коммерческого джаза, Ли Райтнура и великого и ужасного Фрэнка Заппы.
Находящийся в самом расцвете творческих сил американский саксофонист начал своё триумфальное вхождение в мир большой музыки двадцатилетним, сумев в столь молодом возрасте пробиться в оркестр самого Бадди Рича. Настоящий талант, прогрессивно мыслящий и способный излагать свои идеи доступно, трудно не заметить.
Уоттс никогда не противопоставлял умную и лёгкую музыку, всегда находя возможность сделать лёгкую музыку содержательной, а умную— доступной (две персональные Грэмми в середине восьмидесятых дополнительных комментариев не требуют). Его, казалось бы, кардинальное изменение курса (когда от сотрудничества с Ли Райтнуром Уоттс перешёл к долгому союзу с великим новатором Чарли Хэйденом) на самом деле оказалось органичным и естественным. Обладающий высоким вкусом и безупречной техникой, Уоттс остаётся сегодня одним из немногих исполнителей, не видящих противоречий между разными стилями джаза и успешно использующий в своём творчестве всё самое лучшее. |